Фрагмент для ознакомления
2
Россия - поистине уникальная страна, которая наряду с современными технологиями бережно сохраняет традиции своих народов. Россияне продолжают отмечать религиозные праздники, верят в многочисленные народные приметы и легенды.
Нынешняя социально-экономическая ситуация в стране выдвинула ряд проблем, связанных с формированием активности мыслящего гражданина России, определяющими качествами которого должны быть широкий кругозор, компетентность, профессионализм, патриотизм, чувство национальной гордости, чести, достоинства.
Поэтому народное образование и воспитание возможно только при взаимодействии с народной педагогикой, поскольку в формировании личности ребенка решающую роль играет именно она как совокупность накопленных и проверенных эмпирическим путем знаний, умений и навыков, передаваемых из поколения в поколение [1; 5].
Поэтому данная проблема актуальна и в наше время, мы считаем, что необходимо возрождать народные традиции в воспитании в семье и школе, что будет способствовать эффективному ведению воспитательной работы.
Проблема: в современном обществе утрачены национальные традиции воспитания детей, в большинстве семей у детей нет национальных традиций и обычаев.
Объект исследования: особенности семейного воспитания детей в русской, татарской, чувашской и немецкой культурах.
Предмет исследования: культура семейного воспитания детей.
Цель работы: выявить роль методов и средств народной педагогики в практике семейного воспитания представителей разных национальностей и культур.
Задачи:
1. Изучить материал по теоретическим аспектам народной педагогики;
2. Изучить традиции воспитания детей в русских, татарских, чувашских, немецких семьях;
3. Сравните воспитание детей в русских и татарских, чувашских, немецких семьях;
4. Проанализируйте собранный речевой материал;
5. Выявите сходства в воспитании и найдите различия.
Гипотеза: Если в семейном воспитании детей будут использоваться методы и средства народной педагогики, то уровень нравственного воспитания детей повысится.
Научная и практическая значимость: результаты данной работы могут быть использованы в различных образовательных учреждениях, при работе социальным педагогом, специалистом по социальной работе с семьями, детьми.
Используемые методы: эмпирические: анкетирование, интервьюирование; теоретические: метод сравнения, метод анализа, сопоставление.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ. ОСОБЕННОСТИ РУССКОЙ, ТАТАРСКОЙ, ЧУВАШСКОЙ, НЕМЕЦКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ
1.1 Понятие народной педагогики
Народное образование зародилось в глубокой древности, исторически предшествовало научной педагогике и повлияло на ее ранние формы. Исследователи народного образования А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский показали взаимовлияние и взаимозависимость официальной и народной педагогики, которые дополняют и обогащают друг друга. Воспитание тесно перекликается с идеями и мыслями, выраженными в памятниках народной педагогики: в поговорках, пословицах, сказках, легендах, притчах. Народная мудрость - это выражение многовековой педагогической культуры и опыта семейного воспитания народа. Многие педагоги выражают идеи гуманизма, подчеркивая необходимость прививать подрастающему поколению высокие нравственные качества, воспитывая их в духе любви к труду, уважения к старшим, дружбы и товарищества, правдивости и честности [2].
Историография научных исследований по проблемам народной педагогики показывает, что изучение национального опыта воспитания как социально-исторического явления на всех этапах исторического развития входило в круг научных интересов педагогов прошлого и настоящего. Я.А. Коменский обосновал идею "школа матери", опираясь именно на опыт семейного воспитания. По его словам, природоподобное воспитание, начатое в семье, затем должно быть продолжено в школе [3].
К.Д. Ушинский говорил, что система образования порождена историей народа, его потребностями и образом жизни, его материальной и духовной культурой. Основываясь на общей теории К.Д.Ушинского, все учителя могут создавать свои собственные национальные - украинскую, чукотскую, грузинскую, татарскую, якутскую, чувашскую и т.д. - системы образования. Демократические просветители нерусских народов считают естественным перенос положений К.Д. Ушинского о национальной (русской) системе образования на любую национальную педагогическую систему, т.е. Все народы страны воспринимают его педагогику как науку, обогащенную истинами первостепенной важности. Опора на совершенное знание существенных особенностей духовной жизни многих народов - один из основополагающих принципов педагогической системы К.Д. Ушинского, свободной от национальных ограничений. Учитель обращает внимание на особенности национальных характеров. Основываясь на сравнении национальностей, их истории, обычаев, духовных сокровищ, языков, К.Д.Ушинский приходит к оценке духовного своеобразия русской нации и связанного с ним своеобразия языка [4].
А.С. Макаренко представляет народное образование как опору житейской мудрости. А.С. Макаренко на собственном многолетнем опыте народного учителя убедился, что педагогика рождается в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива. Он подчеркивает, что "семейное и трудовое обучение имеет важнейшее значение для будущей квалификации человека". Он уделяет большое внимание народной музыке и танцам как фактору образования. Для А.С. Макаренко, как и для К.Д. Ушинского, народ - величайший учитель [5].
Большой вклад в становление народной педагогики как отдельной дисциплины внес В.А. Сухомлинский, который является приверженцем идей принципа народности как наиболее полного отражения духовных сокровищ народа, его многовековой культуры, творческих способностей и деятельности [6].
Народная педагогика - это совокупность знаний и умений воспитания, сохранившихся в этнокультурных традициях, народном этическом и художественном творчестве, национально-специфических устойчивых формах общения и взаимодействия представителей разных поколений друг с другом и являющихся важнейшим средством обеспечения единства и преемственности поколений, целостности общества. этнос.
Объектом и предметом народной педагогики является процесс воспитания и процесс обучения, а основным элементом народной педагогики является совокупность эмпирических знаний, информации, накопленной народом о человеке и его воспитании, и практическая деятельность работников по воспитанию подрастающего поколения.
Народная педагогика возникла как практика, как искусство воспитания, она старше педагогической науки, она всегда обогащает ее и, в свою очередь, обогатилась ею сама. Таким образом, получилось своеобразное расширенное воспроизводство педагогической науки. Это постоянное взаимодействие обеспечивает прогресс педагогической культуры народа и общества в целом. Первичными элементами народной педагогики были примитивные педагогические навыки как зачатки педагогического искусства ("ремесла"). На ранних этапах просветители из народа, еще не знавшие науки, постепенно стали опираться на народную мудрость, передаваемую из поколения в поколение, - зачатки теории.
Народная педагогика из-за отсутствия письменности и грамотности
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шашуков Н.Л. Народная педагогика в практике современного воспитания. – Вологда: Изд-во ВИРО, 1999. – 160 с.
2. Никандров Н.Д. История педагогики/ Н.Д. Никандров. - М.: Гардарики, 2007. - 213 с.
3. Коменский Я.А. Великая дидактика / Я.А. Коменский. - М.: Педагогика, 1989. - 416 с.
4. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании / К.Д. Ушинский [Электронный ресурс]. - Режим доступа: . - Загл.с экрана. - (Дата обращения: 13.05.2023).
5. Макаренко А.С. О воспитании в семье / А.С. Макаренко. - М., 1955.-124 с. .Межидов Д.Д. Взаимоотношения в вайнахских семьях / Д. Д. Межидов, И. Ю. Алероев [Электронный ресурс]. - Режим доступа: . - Загл.с экрана. - ( Дата обращения: 19.05.2023).
6. Сухомлинский В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. - М.: Политическая литература, 1982. - 270 с.
7. Крысько В.Г. Этнопсихологический словарь / В.Г. Крысько. - М., 1999.- 343 c.
8. Латышина Д. И. История педагогики и образования / Д.И. Латышина. - М.: Гардарики, 2006. - 603 с.
9. Юдина Н.А. Русские обычаи и обряды / Н.А.Юдина. - М.: Вече, 2005. -320 с.
10. Бережнова Л. Н. Этнопедагогика / Л.Н. Бережнова, И.Л. Набок, В.И. Щеглов. - М.: Академия, 2008.- 233 с.
11. Дворецкая, Т.Н. Опыт народной педагогики в социальнонравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста / Т.Н. 49 Дворецкая// Образование и воспитание. – 2017. – №5. – С. 36-38.
12. Геленда, Н.О. Аспекты духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста / Н.О. Геленда, Т.Ф. Иванова, Н.Н. Кравченко // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). – Казань: Бук, 2018. – С. 16-18.
13. Кондрашова, Н.В. Народная педагогика в поликультурном воспитании и образовании дошкольников / Н.В. Кондрашова // Концепт. – 2013. – № 12. – С. 41-45.
14. Тимонина, О.Ю. Народное искусство как источник духовнонравственного воспитания в истории педагогики России / О.Ю. Тимонина // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – 2012. – № 70. – С. 55-59.
15. Мухаметшин, А.Г. Народная педагогика как средство сохранения духовно-нравственных ценностей и формирования гражданской позиции подрастающего поколения / А.Г. Мухаметшин // Казанский педагогический журнал. – 2015. – № 1. – С. 34-36.
16. Райцев, А.В. Этнопедагогизация в учебно-воспитательном процессе, её влияние на формирование нравственных качеств личности / А.В. Райцев, М.К. Епхиева, Ф.З. Джикаева// Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2017. – № 1. – С. 176-180.
17. Аббасова, Л.И. Роль народной педагогики в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста / Л.И. Аббасова, Э.С. Кокиева// Нравственное воспитание в современном мире: психологический и педагогический аспект: сборник статей Международной научно-практической конференции (25 февраля 2018 г, г. Саратов). – Уфа: ОМЕГА САЙНС, 2018. – С. 4-8.
18. Вареца, Е.С. Нравственное воспитание дошкольников средствами 48 сказки / Е.С. Вареца// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. – 2014. – № 4. – С. 34-38.
19. Первова, Г.М. Использование произведений малых фольклорных жанров в учебно-воспитательном процессе / Г.М. Первова, А.Л. Божок, И.Ю. Койвистойнен// Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2012. – № 6. – С. 176-181.
20. Сухова, Е.И. Духовно-нравственное воспитание дошкольников с позиций культурных традиций народов России / Е.И. Сухова, Н.Ю. Зубенко // Вестник Нижневартовского государственного университета. – 2015. – № 2. – С. 38-44.
21. Еремеева, В.В. Влияние сказки на нравственное воспитание детей дошкольного возраста / В.В. Еремеева// Достижения науки и образования. – 2016. – № 12. – С. 87-88.
22. Чугунова, Л.Е. Воспитание нравственности у дошкольников через ознакомление с семейными традициями / Л.Е. Чугунова, Э.В. Прудских// Молодой ученый. – 2016. – №20. – С. 752-753.
23. Шорстова, В.Ф. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на современном этапе / В.Ф. Шорстова// Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. – Казань: Бук, 2015. – С. 85- 86.